Обращение


Уважаемые посетители сайта!
Приветствую вас на официальном сайте Борового сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области!
Местное самоуправление - самая близкая к населению ветвь власти, отвечающая перед людьми за действия и политику исполнительных органов на местах.
Целью создания интернет-сайта является предоставление пользователям возможностей интерактивного взаимодействия с органами и должностными лицами муниципалитета и свободного обсуждения проблем общественной жизни и непосредственного участия жителей в их решении.

Глава Борового сельского поселения Семенищева Марина Ивановна

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Баннерная сеть

Конкурсный отбор кандидатов в абитуриенты в Институт прокуратуры

RSS
Доклад по реагированию05.11.2024 15:31
Донесение по реагированию на ЭП №41 По данным Челябинского ЦГМС (http://www.chelpogoda.ru/): Ночью и днем 6 ноября в отдельных районах Челябинской области ожидается сильный снег*, мокрый снег, сильные гололедные явления (гололед, отложение мокрого снега на провода), на отдельных участках дорог снежные заносы, гололедица от наката, метели, усиление ветра 15-20 м/с. подробнее »
Все новости

http:ЗАКОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ от 15 сентября 2004 года № 269-ЗО "О СТАТУСЕ И ГРАНИЦАХ ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В ЕГО СОСТАВЕ"

Историко-географическое описание Борового сельского поселения

Боровое сельское поселение

Схема границ Борового сельского поселения

Озера на карте - 1

Озера на карте - 2

Озера на карте - 3

Озера на карте - 4

Схема границ Октябрьского муниципального района

 

ИСТОКИ. Первые неясные робкие сведения о жителях южноуральских степей дали античные историки и географы. Наряду с мифичес­кими фиссагетами, аргиппеями и исседонами они поведали о могучих племенных союзах скифов, саков и сарматов.

Особенно многочисленными были сарматские племена. Их владения занимали огромные пространства от причерноморс­ких и поволжских степей до зауральских равнин и среднеазиат­ских пустынь.

В степях Южного Зауралья сарматские племена сформирова­лись в VI веке до нашей эры на основе скифо-савроматского насе­ления и угроязычных племен лесостепной зоны. Это были ранние кочевники. Тяжелые повозки, запряженные быками, перемещали по степи неразборные сарматские кибитки. Сарматы были, глав­ным образом, коневодами. Другой скот разводили в меньшей сте пени. Они умели плавить руду, владели кузнечным ремеслом, выде­лывали войлок и кожу. ВIV веке до нашей эры в сарматской среде выделяется мощный племенной союз аорсов. Среди прочих сар­матов аорсы отличались особой зажиточностью и богатством, так как контролировали важные караванные пути. Одновременно по всему южноуралью формируются и другие союзы, но менее круп­ные. Во втором веке аорсов вытесняет другой, более сильный, сар­матский племенной союз - аланы. Бесконечные воины, опустоши­тельные набеги на соседние племена снискали аланам недобрую славу завоевателей. Но как бы ни были воинственны аланы, они не смогли устоять передхлынувшими с востока племенами гуннов.

ВIV веке аланы были разбиты. Закончилась тысячелетняя исто­рия сарматов. В южноуральские степи пришли новые хозяева. Но гунны не задержались в Южноуралье. Они устремляются на запад. Мир содрогнулся, застыв в недобром предчувствии. Такого наше­ствия он еще не знал. Степь гудела, стонала, задыхалась в дыму, орошаясь кровью. Увлеченные чудовищным гуннским потоком, шли через Южноуральские ворота многочисленные племена. На­чалось великое переселение народов. Движение было столь ин­тенсивным, что восстановить реальную картину того периода пред­ставляет определенную трудность.

Пожалуй, более известны племена савиров, пришедшие в се­редине пятого века из Западной Сибири. Но не смогло угорское племя закрепиться на Южном Урале. Уже в VI веке их потеснили авары, также не задержавшиеся в Зауралье.

А в степи уже звучала тюркская речь. Спустившись с нагорий Алтая, подобно многочисленным ручьям, азиатские степи запол­нили тюрки, образовав Великий Тюркский каганат. Спустя век, ка­ганат рассыпался на отдельные степные государства и объедине­ния. На Южный Урал переселились народы баджгард и бурджая, предки современных башкир. Формирование ядра народа шло за счет тюркоязычных племен огузов, кипчаков, волжских булгар.

Тюркский язык окончательно укрепился в южноуральских сте­пях. Благодаря своей простоте он занял доминирующее положе­ние среди других языков Южкоуралья.

Образование в VII веке в Поволжье Хазарского каганата и Бул- гарского государства на время приостановило продвижение ази­атских народов в Европу, но, начиная с IX века, новый вал прока­тился по южноуральским равнинам. Спасаясь от печенежских на­бегов, уходит с Урала часть мадьяр, одного из древнейших угорс­ких племен, и оседает в Европе на Дунае, другая часть, слившись с тюрками, осталась на территории современной Башкирии. Вы­теснив мадьяр, печенеги сами вынуждены были уйти из южно­уральских степей в Приазовье, гонимые ордами огузов. Огузы, степные кочевники, потеснив печенегов в Южноуралье, в конце X века вынуждены были уйти отсюда или смешаться с кипчаками, наседавшими на них из Прииртышья.

Тюркоязычный народ кипчаки более известен как половцы или куманы(команы). Именно они вХ1-ХШ веках более других досажда­ли русским князьям постоянными набегами. Огузы известны на Руси как торки.

Огромное пространство от Причерноморья до казахских сте­пей, включая Южноуралье, вплоть до XV века называлось Дешт-и- Кипчак, или Кипчакская степь. Кипчаки были столь многочислен­ны, что их не смогла поглотить даже Золотая Орда. Напротив, та­таро-монголы многое переняли у кипчаков. Наряду с другими на­родами кипчаки составляли основную массу золотоордынских племен bXIII-XV веках.

Более двух веков татаро-монгольские ханы стояли над степью, но длительное противостояние с Русью ослабило и привело к рас­паду Золотую Орду.

На ордынских развалинах в XV веке возникают Сибирское и Ка­захское ханства, а также Ногайская Орда, сыгравшие важную роль в поздней истории Южного Урала. Сибирское ханство включало многочисленные тюрко-язычные племена, известные как сибирс­кие татары, а также угорские народы и зауральских башкир.

Казахское ханство разделилось на три жуза, из которых Сред­ний располагался в непосредственной близости к южно-уральс­ким территориям.

Ногайская Орда раскинулась на пространствах от Поволжья до Западней Сибири. Во второй половине XVI века Орда распалась на несколько образований, из которых Ногаи Большие кочевали в южно-уральских степях. Ногайские мурзы отбирали пастбища и скот, об- лагали непосильной данью. В конце XVI - начале XVII веков в Южно- уралье проникают зюнгорцы - джунгарские калмыки. Они теснят ногаев, которые вынуждены были уйти в низовья Волги. Однако под натиском казахских и башкирских племен сами не смогли удер­жаться в южно-уральских степях.

Конец XVI века ознаменовался важнейшим событием в исто­рии Южного Урала и Зауралья. Поход дружин Ермака и покорение сибирских татар, а также основание казачьих укреплений по Яику и Ую навсегда утвердил русскоязычное население в крае.

Притихшая и величественная лежит степь. В чреве ее нашли последний приют воинственный алан и надменный ордынец, хит­рый ногайский мурза и бесшабашный казак. И как бы ни было без­жалостно время, оно не в силах победить память. В оплывшем кургане, проржавевшем наконечнике копья, в позеленевшей мо­нете и названии озера живут воспоминания о прошлом. Степь помнит своих детей, какими бы они ни были.                    Тонкой ниткой прорезает степную ширь Тогузак. День за днем, год за годом несет, свои воды степная река. А, как известно, где вода, там и жизнь. Издавна тянулись к реке люди. Много, очень много воды утекло с тех пор, как маленькая речка услышала голоса людей. Кто они были? Зачем пришли к ее берегам? Может, это был мирный кочевник-скотовод, облюбовавший заливные луга под пастбища. Или усталый беглец, вырвавшийся из неволи и скрыва­ющийся на отдаленных задворках цивилизованного мира. А мо­жет быть, воин-завоеватель на разгоряченном коне впервые огла­сил эти пустынные дали. Врядли мы когда-нибудь узнаем это.

Века отделили прошлое от настоящего. И все же. Прислушай­тесь. Кроткой волной перекатывается: То-гу-зак...

Сквозь толщу времени до нас долетел голос первопроходца. Ведь это он на своем языке дал имя реке. И оно, подобно речной гальке, отшлифованное не одним наречием степных народов, дош­ло до нас. М. М. Пришвин в свое время сказал: «... слово живет, горит, светится, как звезда на небе. Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей на Земле, горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной».

Что в имени твоем, Тогузак?

Распространено мнение, что название реки означает «девять потоков». Но так ли это? Действительно, в верховьях река развет­вляется, но не на девять, а всего натри потока: Верхний, Средний и Нижний Тогузак. Поэтому версия о девяти потоках не отражает действительности. Выводили название реки из тюркского «токуз», что означает «подарок из девяти предметов». В этом случае оче­видна народная этимология. Вероятней всего, - название отража­ет этноним «тогузак», распространенный у многих тюркских наро­дов. Такая родоплеменная группа существует у казахов-табынцев и у башкир-айлинцев. Название не единично. Даже в нашей обла­сти можно отыскать еще один Тогузак. Этот совсем крошечный тезка впадает в реку Увелька.

Родоплеменные и собственные имена прочно вошли в названия многих жизненно важных объектов кочевников – водопоев. Явственно прослеживаются этнони­мы в названиях Кучугун, Сулумень, Селиткуль, Бикатки, Кумыртки и других.

Наряду с этнонимами в названиях слышим мы собственные имена древних кочевников-степняков. Кто ты, безвестный Бурхан, давший имя озеру? Знавал ли ты почтенного Карабая, чьи коши стояли у другой воды? А ты, Аренбет, какого роду-племени? Не узнаем мы, худыми ли, добрыми делами увековечил имя свое из­вестный некогда Карым. Шел ли с товарами он, или, напротив, отнимал их у проезжих купцов в Картабызских лесах на безлюдной дороге, которая и по сей день зовется Карымовской.

Хасанкуль, Имантай. Даутово... Имена. Имена. Неприметно живут они рядом с нами, победив время. Посмотрите на карту нашего района. Синими брызгами разбро­саны по нему озера. Кое-где капли расплылись бесформенными пятнами. Это болота. В северной части района синевы больше. К югу окраска бледнеет и лишь на окраине извилистыми линиями го­лубеют реки. У каждой капли аккуратная надпись—название. Чем меньше озеро, тем бесхитростней его название. Напротив, круп­ные озера имеют непонятные, порой загадочные имена. К примеру, что означает Куркумляк или Баздагур? А Турантуры? Язык слома­ешь, пока выговоришь. Кто дал эти названия? И что они означают?

В центре района раскинулось обширное озеро Картабыз. Выде­ляясь среди других озер своими размерами, оно всегда было за­метным ориентиром для кочевых народов в их бесконечных переме­щениях. В XVIII веке на его берегах побывал известный ученый-путе­шественник П.И. Рычков. В своей знаменитой «Топографии Орен­бургской» исследователь отметил, что озеро «горькость имеет» и находится от Троицка по прямой дороге на расстоянии 50 верст. В озере «ловят карасей, которые вкусом гораздо лучше, чем в других озерах», а в летнее время здесь собирается множество лебедей, кои тут и детей выводят. Называя озеро Каратабиз, Рычков перевел его как «Черная падь». Название соответствует действительности. Ог­ромные черные пространства вокруг озера, лишенные растительно­сти и покрытые сетью трещин и заскорузлой коркой грязи, вызыва­ют чувство тоски и делают окружающий пейзаж унылым. Редко кто отважится подойти к пустынным берегам Картабыза, отпугиваемый неприятным тухлым запахом. Не потому ли древние народы назали его Черным, имея в виду не только цветовой показатель, но и полную непригодность в хозяйственной деятельности. Черная падь с ее со­лончаками и горько-соленой водой оправдывает свое название. Как ни правдоподобно звучит объяснение, но существует и другая вер­сия. Есть закономерность: чем крупнее объект, тем древнее его на­звание, Народы, сменяя друг друга, приспосабливают к своему язы­ку и чуждые названия. Поэтому названия претерпели значительные изменения, порой искажаясь до неузнаваемости. Кто из читателей сразу сообразит, какой город на Руси называли татаро-монголы Улай- Тимур. Оказывается, Владимир. Так чужеземцы переделали на свой лад имя русского города. Нечто подобное могло произойти и в на­шем случае. Почему озеро называется Картабыз при распростра­ненных в округе названияхТибис, Кук-Тибис, Карагай-Тибиз, Куру-Ку- чук-Тибиз. Возможно, это название более древнее и восходит к дру- I ому ряду. Его можно вывести из монгольских языков, где «Хара- ) 1бысун» — «Черное соленое озеро». После изгнания калмыков мес- | иие народы, всего скорее сибирские татары, видоизменили назва­ние в Картабыз.

Среди многочисленных наименований древние корни имеют названия Буташ, Бакшан, Бишкама. Их этимология не выяснена. (Данные взяты из книги А.Кухтурского «Под крылом журавля»)

Боровое сельское поселение

Борово́е — село в Октябрьском районе Челябинской области. Административный центр Борового сельского поселения. Село расположено на границе с Курганской областью, на северном берегу озера Бакшан. Расстояние до районного центра, Октябрьского, 50 км. По данным Всероссийской переписи численность населения на 2020 год составляет  427 человек. В состав поселения входят деревня Бакшан с численностью 89 человек, деревня Замериново с численностью 31 человек, деревня Зуевка с численностью 73 человека.

Село Боровое расположено на берегу озера Бакшан. Озеро содержит грязь, которая имеет лечебные свойства.  Озеро живописно обрамлено берёзовыми и сосновыми лесами, которые богаты грибами и ягодами – земляника, костяника, вишня.

Основано село в 1927 году переселенцами из села Любимовка. Крестьяне там жили крепкими хозяйствами, зажиточно и село перестало существовать во времена раскулачивания и коллективизации. Спасаясь от репрессий люди бросали всё нажитое годами и разъезжались. Кто-то подался в город, а многие селились на новые земли. Так были образованы деревни Кумыртки, Преображенка, Боровое. Первым жителем села Боровое был Любимов Иван Трофимович. Он начал строить дом на берегу озера Бакшан в 1925 году и первую зиму 1926-1927г.г. зимовал здесь один с семьёй. В 1927г. началось строительство и переезд сюда людей из с. Любимовка.

Своё название новое поселение получило из-за сосновых лесов в этой местности.

Село Любимовка перестало существовать. Сельский совет ещё долгие годы назывался Любимовским и был переименован в Боровской в 70-х годах прошлого века. На территории сельского совета находились деревни – Боровое, Бакшан, Зуевка, Замериново, а так же ныне не существующие деревни Шамурино, Покровка, Преображенка, Кумыртки, Федоровка, Синеводка.

Колхоз был образован в 1929 г. и по началу включал в себя все деревни Любимовского сельского совета кроме Бакшана (Бакшан вошел в состав колхоза в 1935 г.)

Как следует из книги А. Кухтурского «Под крылом журавля» история названий:

- БАКШАН – деревня, озеро. Одно из древнейших названий на территории района. Название озера - первично. Восходит к древнетюрскому слову «сад». Выселок деревни

Большеникольской. Образован в 1924 году.

- БОРОВОЕ – деревня. Расположена на берегу озера Бакшан, где когда -то находился сосновый бор. Образована в 1927 году.

- ЗАМЕРИНОВО – деревня. Существует две народные этимологии о происхождении названия. Одна от слова «замерить». Якобы переселенцам замеряли определенный участок земли, на котором они поселились. Другая повествует, что земли были приобретены у башкир «за мерина».

- ЗУЕВКА – деревня. Выселок села Любимово в 1927 году. По фамилии первопоселенцевбратьев Зуевых.

 

Поселение является многонациональным, большую часть составляют русские и башкиры.

 

Природа

Октябрьский район расположен в восточной части области в лесостепной зоне, в которой разнотравно – злаковые степи чередуются с сосновыми борами, сосново – березовыми рощами и березовыми колками. Район граничит с землями Увельского, Троицкого, Еткульского районов Челябинской области, с Курганской областью и республикой Казахстан. Рельеф района – полого – волнистый с общим понижением местности в направлении на восток, благоприятный для освоения территории.

Озера расположенные на территории поселения:

- АЛЕКАЙ БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ – озера. В переводе с тюркских языков «пестренькое». Озеро окружено пятнами солончаков.

- БАКШАН – озеро. Расположено в центре села Боровое.

- КАРАБАСКУЛЬ – озеро. Большое черное озеро. Буквально «головное (главное) черное озеро». Возможно так же от личного имени Карабыс, встречающегося у башкир. Известно так же в форме Кыр-Баскуль и Кирс-Баскуль.

- КУНКУЛЬ (малый) – озеро. От башкирских слов «кун»-день, «куль»-озеро. Буквально-«дневное озеро», т.е. светлое, озаренное солнцем. По другой версии от башкирского «кун»-платеж, из чего следует «озеро, у которого совершалась торговая сделка».

- СИНИЕ ВОДЫ – озеро. Поэтическое название может быть калькой тюркоязычного наименования. Подчеркнут цвет воды.

-РАВАЙ – озеро. К сожалению сведения отсутствуют.

В озерах водится такая рыба как: карась, карп, ротан, проводят зарыбление сырком, водоплавающие птицы (утки, гуси,лебеди). В лесах водятся: лоси, косули, кабаны, зайцы, лисы, тетерева, а так же развелось много цапель.

 

 

 

На территории района расположено два государственных заказника: Селиткульский и Кочердыкский. Селиткульский заказник – комплексный, занимает площадь 40 тысяч гектаров, в том числе: лес – 18 тыс. га, поле – 20 тыс. га, вода – 2 тыс. га. Охраняемые в нем виды диких животных: лось, косуля, зайцы, тетерев. Кочердыкский заказник – видовой, занимает площадь – 18 тысяч гектаров, в том числе: лес – 4 тыс. га, поле – 11 тыс. га, вода – 3 тыс. га. Охраняемые в нем виды диких животных: косуля, водоплавающие птицы (серый гусь).


Связь

В поселении работает:

1. Стационарные телефоны общего пользования

2. Широкополосный доступ к сети Интернет

3. Проводное радиовещание

4. Междугородняя и международная связь (Ростелеком).

5. Почта.

6. Подвижная связь ЮТЕЛ, Мегафон, Би-лайн, Теле-2, МТС.

 

Торговля

Бытовое обслуживание населения полностью осуществляется частными предпринимателями. Розничная торговля – как индивидуальными предпринимателями, так и системой потребкооперации.

Объекты розничной торговли:

·         Магазины - 2 единицы.

 

Образование

На 1 января 2019 года образовательная система состоит из 3 общеобразовательных учреждений (1 школа и 1 филиал, 1 дошкольное образовательное учреждение.)


Культура

Культуру в поселение представляет муниципальное казенное учреждение культуры «БОРОВСКОЙ СЕЛЬСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ».

 

Средства массовой информации

Представлены районной газетой «Октябрьская искра», тираж которой насчитывает 3 тысячи экземпляров.

 

Здравоохранение

На территории поселения имеется 1 ФАП.



 

 

Дата публикации: 13 декабря, 2011 [03:41]
Дата изменения: 06 мая, 2021 [07:40]